Евразийская интеграция является естественным процессом, стимулирующим межгосударственное сотрудничество на постсоветском пространстве. Впервые идея о евразийстве как об объединяющем факторе народов населяющих пространство бывшего СССР было заявлено и теоретически обосновано русским князем Н. Трубецким и видным ученым-историком Л.Н. Гумилевым. В дальнейшем данная идея обрела политические рамки.
В наше время идея о евразийстве трансформировалась, и получило обновленное название с приставкой нео. Впервые о неоевразийстве как о политическом процессе заговорили после предложений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о создании Евразийского союза, которое им было озвучено на лекции в МГУ им. М.В. Ломоносова в марте 1994 года. К июне 1994 года казахстанской стороной были подготовлены основные положения о Евразийском союзе, которые были разосланы в правительства всех стран СНГ. Однако в то время большинство элит стран СНГ и в особенности России еще не разделяли убеждения направленные на создания какого-либо серьезного интеграционного объединения на постсоветском пространстве. В этом смысле, мы видим политическую прозорливость и предвидение Президента РК Н.А. Назарбаева.
Тем не менее, уже со 2-ой половины 1990-х гг. постепенно началось многостороннее экономическое сотрудничества, сначала в рамках СНГ с создание Таможенного Союза (1999 г.), а в дальнейшем и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с 2000 года. Надо отметить, что не все страны СНГ поддержали идею о евразийской интеграции. Странами-локомотивами, которые последовательно отстаивали и продвигали идею реализации интеграционных процессов были Республика Казахстан (инициатор), Российская Федерация и Республика Беларусь. В разные годы также внесли свой вклад в становление и развитие интеграции Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Армения и Кыргызская Республика. Однако, созданная в начале 2000-х ЕврАзЭС к 2006 году уже не могла удовлетворять интересы стран-участниц, в виду расширения совестной торговли, движения капитала и других ресурсов. К этому времени рядом стран было предложено пересмотреть принципы работы в рамках ЕврАзЭС и углубить экономическую интеграцию путем создания Таможенного союза (ТС) уже на базе ЕврАзЭС. Движение к созданию реально функционирующего Таможенного союза ЕврАзЭС началось 2006-2007 гг., и оформилась институционально в ноябре 2009 г. с подписанием совместного документа – Таможенного кодекса (вступил в силу в 2010 г.), который был призван регламентировать и упростить движения товаров, капитала, услуг и людей через снятие таможенных барьеров между странами-участницами процесса. На тот момент только три государства сумели привести свои нормативные документы в единый стандарт и подписать договор о создании ТС, это Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
С вводом в действие положений Таможенного кодекса, интеграционные процессы ускорились, это было связано также с мировой и региональной экономической конъюнктурой и новыми глобальными вызовами, на которые страны-участницы могли ответить только углублением совместной экономической интеграции. Таким образом, в 2010 г. началось обсуждения следующего этапа евразийской интеграции, а именно создания Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран Беларуси, Казахстана и России. После долгих обсуждений были внесены на рассмотрение и утверждены главами трех государств 17 соглашений регламентирующих функционирование ЕЭП, которые вступили в силу с 01 января 2012 года.
Евразийская интеграция прошла этапы своего становления и развития в рамках последовательного создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. И уже к 2011 г. наметилось совместное желание лидеров Казахстана, Беларуси и России пойти дальше и наметить план по введению следующего этапа интеграции – создания экономического союза. В ноябре 2011 г. Казахстаном, Беларусью и Россией было декларировано о создании Евразийской комиссии, по сути первого наднационального органа экономической интеграции. Также именно тогда было официально внедрено понятие «евразийской экономической интеграции». Началось практическое исполнение формирования основ будущего экономического союза, международно-правовые рамки которого должны были выйти за пределы тогда еще действующего ЕврАзЭС.
К весне 2014 г. были согласовано многие принципиальные моменты политического, законодательного, торгово-экономического, гуманитарного плана и был достигнут консенсус по целому ряду спорных аспектов создания экономического союза государств. В итоге, в мае 2014 г. в Астане президентами Казахстана, Беларуси и России был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный экономический союз после ратификации парламентами стран-участниц был введен в действие с 01 января 2015 года.
Уже 02 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения, а 12 августа того же года договор о вступлении в ЕАЭС подписал Кыргызстан. Также 14 апреля 2017 г. статус страны-наблюдателя в ЕАЭС получила Молдова.
Договор о Евразийском экономическом союзе является структурно сложным документом. Договор включает в себя 4 части, 28 разделов, 118 статей и 33 приложения. Договор о ЕАЭС фактически является учредительным актом региональной экономической организации, обладающей международной правосубъектностью.